;
Сурожская епархия. Досье ЦВ

Епископ Иларион: Константинопольский Патриархат имеет примат чести, а не примат властиГлава делегации РПЦ заявил, что темой заседания в Равенне было не подписание православно-католической унии, а вопрос о первенстве Патриархатов… | Новости | Сурожская епархия. Досье ЦВ

Епископ Иларион: Константинопольский Патриархат имеет примат чести, а не примат властиГлава делегации РПЦ заявил, что темой заседания в Равенне было не подписание православно-католической унии, а вопрос о первенстве Патриархатов…

17.11.2007
Источник информации: Русская линия
Адрес новости: http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=724841



итоговый документ х пленарного заседания смешанной православно-католической богословской комиссии в равенне не является "секретным", как об этом писала итальянская пресса, и посвящен не вопросу подчинения константинополя папе римскому, а "экклезиологическим и каноническим последствиям сакраментальной природы церкви", заявил глава делегации русской православной церкви в равенне епископ венский и австрийский илларион, передает "интерфакс-религия". при этом он подчеркнул, что "документ приводит целый ряд сомнительных доводов и утверждений, не основанных на исторической правде", и поэтому нуждается в тщательном изучении группой специалистов по каноническому праву, экклезиологии и церковной истории богословской комиссии рпц. "думаю, именно богословская комиссия должна дать официальную оценку документа, которая должна быть затем утверждена священным синодом", – заявил владыка.

отвечая на вопрос о том, какую позицию в отношении равеннского документа занимает русская церковь, владыка иларион отметил, что может дать лишь некоторые предварительные комментарии и обратил внимание на то, что один из разделов документа касается понятия "соборности". одна из существенных проблем, возникших на заседании комиссии, заключается в том, что представители константинопольского патриархата, используя этот термин в определенном смысле, попытались превратить примат чести вселенского патриарха по отношению к другим предстоятелям поместных православных церквей в примат власти над ними. "разве мы, православные христиане, являемся таковыми только потому, что находимся в общении с константинополем? а как же общение с иерусалимом, александрией, антиохией и другими церквами? почему, на основании какого канона, оно менее важно, чем общение с константинополем?", – задал риторический вопрос владыка.

по мнению архиерея, пока документ говорит о местном и региональном уровнях соборности, серьезных проблем не возникает. "они возникают, когда речь заходит о соборности и власти на "универсальном" уровне, то есть на уровне вселенской церкви. в данном случае имеется в виду не православная или католическая церкви в том виде, в каком они существуют сегодня, а скорее некая теоретическая церковь, построенная по модели церкви времен вселенских соборов. как осуществлялась или должна осуществляться соборность в такой церкви? кому принадлежит первенство на уровне вселенской церкви? отвечая на эти вопросы, документ приводит целый ряд сомнительных доводов и утверждений, не основанных на исторической правде", – отметил епископ иларион.

далее, в 41-м параграфе утверждается, что епископ рима в древней церкви занимал первое место среди патриархов. "делается осторожная попытка определить роль римского епископа на вселенских соборах: "хотя епископ рима не созывал вселенские соборы ранних веков и никогда лично не председательствовал на них, он, однако, был активно вовлечен в процесс принятия решения на соборах". что это за активная вовлеченность епископа рима в работу вселенских соборов? католики считают, что решения соборов вступали в силу только после того, как они утверждались епископом рима. православные так не считают", – отметил епископ.

в параграфе 45-м говорится, что "роль римского епископа в общении всех церквей должна быть изучена более основательно". именно этот вопрос, по словам епископа илариона, должен послужить отправной точкой следующего этапа диалога, когда на повестку дня будет поставлен вопрос о первенстве во вселенской церкви. "и здесь, по-видимому, мы окажемся в западне. а именно: католики будут стараться сформулировать экклезиологическую модель вселенской церкви, чтобы роль "первого епископа" была описана максимально близко к той, которую играет в нынешней католической церкви римский папа. в свою очередь константинопольский патриархат будет стремиться к тому, чтобы "первому" были усвоены те права, которыми сегодня константинопольский патриарх в православной церкви не обладает, но, очевидно, хотел бы обладать", – предполагает глава делегации рпц в равенне. при этом он подчеркнул, что рпц признает за константинополем "примат чести, но отнюдь не примат власти".

таким образом, главной темой заседания в равенне было не подписание или неподписание православно-католической унии, как об этом утверждают некоторые российские сми, а спор богословов о первенстве патриархатов в христианской церкви. однако, несмотря на свою теоретическую сущность, эта дискуссия имеет самое прямое отношение к настоящей жизни поместных православных церквей. как известно, в своей истории восточные церкви всегда имели православного лидера, который силой своего авторитета и власти не только поддерживал исполнение православных канонов, но и способствовал разрешению спорных вопросов, возникающих между представителями поместных церквей. во времена византийской империи такими лидерами всегда являлись византийские императоры, а центром православной ойкумены был константинополь. именно поэтому константинопольский патриарх со временем приобрел статус второго по чести (а после великой схизмы и первого) среди других предстоятелей поместных церквей.

однако, после падения константинополя в 1453 году и захвата греческих территорий турками центр православного мира постепенно переместился в москву, а неформальными лидерами православных народов стали российские самодержцы. с гибелью же в 1917 году и российской империи место вождя православного мира осталось вакантным, и теперь оно становится предметом споров и пересудов между православными церквями. очевидно, что разногласия между русскими и греками наносят значительный ущерб всему православному миру. в последнее время в сми регулярно появляются сообщения о возникновении всевозможных конфликтных ситуаций между поместными православными церквями, которые крайне редко находят свое разрешение. это касается и действий константинополя в отношении сурожской епархии рпц, и недавнего постановления синода румынского патриархата о возрождении т.н. "бессарабской митрополии" и многого другого. поэтому разрешение этой проблемы весьма важно, а пути нахождения единого взгляда православной церквей на эту проблему, очевидно, лежат только в области честных и конструктивных переговоров.
русская линия



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Сурожская епархия. Досье ЦВ»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.sourozh.tserkov.info

Все новости раздела




Представленные на данной интернет-странице материалы и мнения не предвосхищают и не подменяют собой выводы Специальной Патриаршей комиссии.
© «Церковный вестник»

.